|
Так похоже на Россию, только все же Византия
Юлия Ларина
Если параллельные прямые пересекаются,
то исторические параллели порой
и не расцепишь. Вот, к примеру, сошлись они
в документальной картине «Гибель империи.
Византийский урок», которую 30 января покажет
канал «Россия». Создатель фильма —
мало кому известный сценарист Георгий Шевкунов,
но многим известный наместник Сретенского монастыря
архимандрит Тихон. В прессе его называют духовником
президента. Он, в частности, один из самых
активных участников объединения Русской Православной
и Зарубежной Церквей.
Отец Тихон — автор сценария и ведущий
фильма. То есть он в кадре. Его
фильм — о Византийской империи, которая
рухнула в 1453 году, просуществовав
1123 года, и «о том внутреннем
враге, который появился в духовных недрах
византийского общества и сокрушил дух великого
народа».
Обозреватель «Огонька» посмотрела картину
заранее. Она сначала хотела пересказать ее своими
словами, но потом решила обильно цитировать текст
отца Тихона: все-таки он создавал фильм с Божьей
помощью, а она текст — сама, как умеет.
ПРЕЕМНИЦА
Пропустим начало — про
монстра ростовщической банковской системы современного
мира, выкормленного богатствами Константинополя, про
капитализм с его неуемной жаждой наживы и про
первые крупные еврейские капиталы. Давайте сразу про
нас, православных.
***
«Русские поняли, в чем заключается
самое великое сокровище Византии. Это было не золото,
не драгоценные камни и даже не искусства
и науки. Главным сокровищем Византии был Бог.
… И на это сокровище наши великие предки
создали не банки, не капитал и даже
не музеи и ломбарды. Они создали Русь, Россию,
духовную преемницу Византии».
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВТО
Почему же столь могущественное государство, как
Византия, утрачивало свои силы и в итоге
прекратило существование? Отец Тихон подробно исследует
каждую проблему империи.
***
«Проблемой, которую Византия не смогла
решить и которая в конце концов погубила ее
экономику, стала утрата государственного контроля
над ее финансами, грандиозный, неконтролируемый
процесс оттока капитала на Запад… Государство
выпустило из своих рук рычаги контроля над
промышленностью и отдало свои основные торговые
и экономические ресурсы иностранным
предпринимателям…»
«… Запад всеми правдами
и неправдами стал вовлекать Византию
в зарождающийся тогда прообраз всеевропейской
торговой организации…»
ВИЗАНТИЙСКИЙ КРАСНОКАМЕНСК
Еще в Византии были коррупция и олигархия.
Но императору удалось ослабить могущество олигархов,
например вот этого.
***
«Этот олигарх серьезно надеялся влиять
на судьбы государства. Он начал интригу
и выдвинул своего марионеточного кандидата
на высшую власть, но поплатился. У него
конфисковали все его огромное имущество, а самого
отправили в одну из самых отдаленных тюрем
империи».
К СОЖАЛЕНЬЮ, ТОЛЬКО РАЗ В ЧЕТЫРЕ
ГОДА
Плавно перейдем к политической системе Византии.
А то мы до сих пор о ней ничего
не знаем.
***
«Огромной проблемой Византийского
государства в период упадка была частая смена
направлений политики, то, что называется отсутствием
стабильности и преемственности государственной
власти. Со сменой императора нередко кардинально
менялось направление жизни империи. Это крайне ослабляло
всю страну и жестоко выматывало народ. Политическая
стабильность — одно из главных условий
сильного государства. Это был завет великих императоров
Византии. Но этим заветом пренебрегли. Был период,
когда императоры менялись в среднем каждые четыре
года. Можно ли было говорить в таких условиях о
каком-то подъеме страны, реализации по-настоящему
масштабных государственных проектов, требовавших
многолетней последовательной работы? Конечно же
в Византии были и очень сильные императоры.
Таким был, например, Василий II, кстати, крестный
отец нашего святого князя Владимира. Он принял
управление империей после тяжелейшего кризиса. Страна
фактически была приватизирована олигархией. Василий
II в первую очередь жестко выстроил вертикаль
власти. Разгромил сепаратистские движения
на окраинах, подавил мятежных губернаторов
и олигархов, собиравшихся расчленить империю. Затем
он провел чистку в правительстве, конфисковал
в казну огромные наворованные суммы. Твердые меры
Василия II позволили ему довести доходы казны
до небывало высоких сумм…»
«Восстановив вертикаль власти в стране,
Василий оставил своему преемнику своего рода
стабилизационный фонд… Но наследники Василия
все эти накопления бездарно проели и растратили.
Вообще с преемниками в Византии была беда. Хотя
уж кто-кто, а византийцы были лучшими
в мире специалистами по преемникам. У них
отсутствовал принцип наследования трона. Желая обеспечить
передачу власти достойному наследнику, императоры обычно
избирали одного или двух преемников и активно
привлекали их к государственным делам, поручали
высокие и ответственные должности
в правительстве и приглядывались к ним.
Была даже система, когда в стране был
и император, и так называемые младшие
императоры, преемники. Все это было очень разумно,
но как ни оттачивали эту систему, в конце
концов стало ясно: с преемником все
просто — или повезет, или нет».
ВИССАРИОН АБРАМЫЧ
Нет, еще не все сказали про олигархов. Вернемся снова
к ним.
***
«Вопрос о преемстве власти оказался для
империи вопросом жизни и смерти. Будет сохранено
преемство и стабильность развития, у страны
будет будущее. Нет — ее ждет крах.
Но народ зачастую этого не понимал и время
от времени требовал новых перемен. На подобных
настроениях играли разного рода авантюристы и беглые
олигархи. Обычно они укрывались за границей
и оттуда поддерживали интриги с целью свержения
неугодного им императора, обеспечения властью своего
ставленника и новых переделов собственности. Так,
в Риме в XV веке сидел бежавший
из Византии и получивший политическое убежище
некий Виссарион, средней руки ученый, беспринципный
политик и гениальный интриган, который из Рима
координировал всю оппозицию в Константинополе
и причинил немало головной боли
правительству…»
«ЕДИНАЯ ВИЗАНТИЯ»
А что же партийное строительство?
***
«В Византии с конца XIII века
образовались две партии. Одна призывала опираться
в первую очередь на свои внутренние силы,
безусловно верить в них, развивать колоссальный
потенциал своей страны. Западноевропейский опыт они были
готовы воспринимать избирательно, после серьезной проверки
временем и лишь в тех случаях, когда перемены
не будут касаться фундаментальных основ Веры
и государственной политики. Другая партия,
прозападная, представители которой указывали
на несомненный факт того, что Европа развивается все
более успешно, стала громче и громче заявлять, что
Византия исторически исчерпала себя как политическое,
культурное и религиозное явление. И требовали
коренной перестройки всех институтов государства
по образцу западноевропейских стран».
ОТЕЦ О ПАПЕ
Вторые победили (разумеется, при поддержке Запада).
Но реформы завершились полным крахом.
У Византии было множество проблем: национальный
вопрос; противоречие между провинциями и сытой,
богатой столицей Константинополем (а один столичный
градоначальник «так увлекся строительством
многоэтажных домов, что останавливать его пришлось
специальным императорским указом»);
демографическая проблема («империю
постепенно заселяли чуждые народы, вытесняя коренное
православное население»); пиетет перед
Западом («конечно же нелепо говорить,
что Запад был виновен в неудачах и падениях
Византии. Запад лишь преследовал свои
интересы»); военная реформа,
проведенная по западному образцу…
Но «последним и самым страшным
ударом по Византии стала церковная уния
с Римом… подчинение православной церкви
Римскому Папе…» — считает
отец Тихон.
Рассказчик в рясе — довольно редкий случай
для отечественного документального кино.
А вот то, что он говорит в эфире, уже
не редкость. Нам это сообщали на государственных
телевизионных каналах в новостях, аналитических
программах и спецрасследованиях. Только речь всегда
шла о России. Просто, прямо, без всяких параллелей.
Напоследок выскажем свою историческую версию. Византия
погибла по другой причине. В ней не было
государственного телевидения.
ПРОФЕССИЯ
Однокурсники.ру
Георгий Шевкунов между ВГИКом и РПЦ
|
Андрей Дмитриев и Георгий Шевкунов (справа) после первого курса ВГИКа |
Снимая фильм, архимандрит Тихон
на время вернулся к своей
профессии — в 1982 году
он окончил сценарный факультет ВГИКа. С ним
на курсе учились человек десять. В частности,
сценарист Елена Лобачевская, сценарист, один
из авторов военно-патриотического фильма
«Прорыв» Иван Лощилин и так же,
как и отец Тихон, сменивший профессию Владимир
Щербинин — работает в монастыре,
занимается иконописью…
«Огонек» попросил одного из однокурсников
Георгия Шевкунова писателя АНДРЕЯ ДМИТРИЕВА рассказать
о годах учебы во ВГИКе.
— Это была мастерская Евгения Григорьева
и Веры Туляковой. Григорьев известен как автор
сценария фильма «Романс о влюбленных»,
«Три дня Виктора Чернышева». А Вера
Тулякова — как жена Назыма Хикмета. Наших
преподавателей уже нет в живых, отец Тихон отпевал
и Евгения Григорьева, и Веру Тулякову.
Мы поступили во ВГИК в 1977 году.
Среди поступивших был и мальчик из Чертанова
Георгий Шевкунов, внук или правнук эсера, который готовил
покушение на государя императора.
Он не собирался поступать во ВГИК. Мама,
основатель лаборатории по диагностике и лечению
токсоплазмоза, хотела, чтобы он поступил
в медицинский. Но какой-то его друг позвал
с собой во ВГИК. Друга не приняли,
а Гошу приняли.
Он был абсолютно наивен. Как-то сказал мне:
«Почему бы нам не издать какой-нибудь
журнал?» Я удивился: «Ты понимаешь, что
живешь в стране, в которой за попытку
издать журнал тебя посадят?» Он спросил:
«А за что?»
Мы дружили. О Псково-Печерском монастыре,
с которого началась его церковная судьба, рассказал
ему я, поскольку в детстве жил в Пскове.
Где-то на четвертом курсе он сел в поезд, приехал туда,
постучался и попросил его принять. Сценарный диплом он
писал в монастыре. Маму мучило, что сын ушел в монастырь.
У него было к тому времени чуть ли не 33 пневмонии, он
весил 48 килограммов. К тому же начался конфликт с
наместником монастыря. Вера Владимировна Тулякова, которая
Гошу очень любила, обратилась к митрополиту Питириму,
возглавлявшему издательский отдел Московского патриархата,
и порекомендовала Гошу. Его командировали в Москву, здесь
он занимался подготовкой к празднованию 1000-летия крещения Руси. Где-то
с этого момента началась его церковно-политическая
карьера.
Мы редко видимся и, как правило,
по печальным поводам, оплакивая дорогих нам людей.
Наши идеи не близки. Я убежденный либерал.
Но я его люблю, несмотря на все наши
несогласия. К тому же я его крестный сын.
Я могу сказать, что отец Тихон — один
из самых ярких людей, которых я встречал
в своей жизни.
Фото: ДМИТРИЙ АЗАРОВ/КОММЕРСАНТ; КАНАЛ
«РОССИЯ»; ЛИЧНЫЙ АРХИВ АНДРЕЯ ДМИТРИЕВА
|