ВизантияЦерковь Споры о ВизантииГалереиФильм
Фильм Дискуссия о фильме

«Гибель Империи. Византийский урок» – это фильм-притча

5 февраля 2008 г. Русская линия

В.Расторгуев
В.Расторгуев
«Понятно, почему либеральные средства массовой информации так ожесточенно ополчились на вышедший на прошлой неделе фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи. Уроки Византии», называя его «образцом нового российского агитпропа». На все, что противоречит их собственным представлениям, они привыкли навешивать разного рода ярлыки. На мой же взгляд, этот фильм очень актуален. И хотя я бы сказал, что он достаточно прямолинеен, но, тем не менее, наверное, в условиях нынешней ситуации так и надо поступать. Ведь телеаудитория – это люди, так сказать, с причудливым, сложным мировоззрением, их головы подчас засалены и загрязнены нечистой информацией. Поэтому, на мой взгляд, именно так, прямолинейно, наверное, и надо людям объяснять, чтобы они осознали: Россия сейчас находится в сложнейшей ситуации, когда всем и каждому надо сделать выбор. И от этого выбора будет зависеть само существование России как государства, как цивилизации», – заявил «Русской линии», заместитель главного редактора журнала «Трибуна русской мысли», заведующий кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ, д.филос.н., профессор Валерий Расторгуев, комментируя полемику, развернувшуюся вокруг показанного на прошлой неделе на канале «Россия» фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи. Уроки Византии», трактующего историю падения Византийской Империи в русле вызовов, которые стоят перед современной Россией. Представители либеральной интеллигенции немедленно поспешили окрестить фильм «творением, которое смело можно занести в коллекцию нового российского агитпропа», «историческим детективом» и т. д.

Константинополь. Храм Святой Софии, превращённый в мечеть. Литография 1852 г.
Константинополь. Храм Святой Софии, превращённый в мечеть. Литография 1852 г.
«Я бы со своей стороны сказал, что это даже не фильм, а, положительно, притча. Эта картина в определенной мере является рассказом, в иносказательной форме содержащим в себе нравоучение», – отметил В.Расторгуев.

«Что же касается вопроса о строгости исторических аналогий, о том, как они проводятся в фильме, то, я полагаю, автор имеет право на свои собственные умозаключения. Даже самый искушенный историк может использовать в своей практике этот метод. В науке он имеет даже специальное название – метод нарративации. При использовании этого метода история уподобляется поучительному рассказу. Но в данном случае, повторяю, это не просто рассказ, а притча. Можно, конечно, до бесконечности заниматься выявлением разного рода спорных моментов в трактовке исторических событий. Но ведь никто не будет спорить с тем, что в исторической науке существуют разнообразные точки зрения, трактовки тех или иных событий, и это вполне нормально и ни кого не шокирует», – добавил ученый.

«С другой стороны, поучительность самого рассказа-притчи, его открытость и недвусмысленность – само по себе явление, достойное уважения. Такие фильмы, в свою очередь, делают очевидными те факты, которые обычно не осознаются большинством населения, и побуждают критическую мысль, заставляют людей думать и размышлять над судьбой своего Отечества», – заключил В.Расторгуев.

Православие.Ru
Rambler's Top100
ВизантияЦерковьСпоры о ВизантииГалереиФильм