|
Доктор исторических наук Наталия Нарочницкая: Византия была намеренно изъята из европейского исторического сознания
Фильм
«Гибель империи» панорамно показал общее
движение человеческой истории – то, что современный
человек не хочет видеть. К сожалению, нынешний человек
видит только поверхность этого фильма, желая оградить себя
от бремени ответственности за свои поступки в историческом
срезе. Сегодняшний человек предпочитает видеть тот
маленький пунктир зигзага, на котором сам находится, и не
знать, куда течет эта извилистая река истории в целом.
Фильм напоминает нам о нашей праматери Византии, которая
была намеренно изъята из исторического сознания не только
советского, русского человека, но и вообще из европейского
исторического сознания.
Для
либералов, которые подняли визг по поводу этого фильма,
невыносима сама концепция, что целью и стержнем
человеческой истории являются вещи, связанные с верой,
гармонией между личным и общим философским смыслом
человеческой исторической жизни. Сегодняшний либерал
утверждает, что автономность человеческой личности от
веры, религиозных, нравственных, национальных, семейных
ценностей – это и есть задача человечества и
движущая сила. Наоборот, человек в этом случае перестает
понимать, как сопрягается его личная жизнь с общим
движением.
Этот
фильм полезный и на самом деле достоверный, хотя в любом
подобном фильме есть известная схематичность. Но наш
либерал предпочитает спорить по каким-то деталям: вот,
дескать, взяли то из этого века, из другого, потому что
сама концепция им невыносима – как это, не Запад
светоч, а что-то иное!
В фильме
нет лести в отношении Византии, в нем показано, какие у
нее были жизненные силы и как она сама их растеряла,
потеряла в них смысл, и это ее и разрушило, а другие этим
воспользовались. Совершенная правда и то, что именно
Византия вплоть до середины второго тысячелетия была
культурной митрополией мира, а Западная Европа, где короли
мылись два раза в жизни – при рождении и при
положении во гроб, была не просто провинцией, а задворками
этой цивилизации. А в Византии были утонченные в
историческом сравнении манеры, развита культура быта,
архитектура, торговля, сложно пошитая одежда. Все это
правда, как правда и то, что после падения Византии вся
интеллектуальная мысль переместилась в Западную Европу,
что послужило огромным толчком к развитию ее науки,
культуры, цивилизации. Европа ведь сильно отставала. Те
материальные влияния, которые Запад себе обеспечил за счет
грабежа Византии и Южной Америки, недооценивают: они по
своим масштабам сравнимы со столетним поступательным
естественным развитием.
Главная
мысль фильма заключается в том, что никакие технологии,
никакая наука и внешняя развитость не могут удержать от
упадка, если разрушен внутренний стержень, связь между
личным и общим, гражданское чувство, понимание того, что
есть грех и добродетель, если произошло разложение элиты,
которая перестает осознавать себя частью
нации.
В фильме
и Запад может увидеть предупреждение, потому что то же
самое происходит с западной цивилизацией, которая тоже
имела импульс, великую культуру, основанную на пламенном
утверждении Христовой истины, на борьбе добра и зла.
Отсюда монологи Макбета и Гамлета, героя Шиллера. И куда
это все пришло, если для человека сейчас главное –
это выбор зубной пасты, и родина там, где ниже налоги. Они
поэтому и бессильны перед мигрантами – вовсе не
потому, что тех много, а потому, что нет своих
ценностей. Нет в фильме лести и нашему государству – наоборот, такое смелое и дерзкое замечание прозвучало, что даже отдельные ответственные и созидательные правления при утере общего стержня и разложения элиты могут остаться в истории как отдельные созидательные правления, и не более того. |
|||||||||
|
||||||||||