|
Византийское эхоНиколай Леонов
Первыми высунулись из окопов и открыли огонь по авторской концепции фильма те, кто обычно защищает олигархов, исповедует "западные ценности", называют Россию "этой страной". Они почему-то сразу сочли себя "попавшими в перекрестие прицела", стали нервничать и выходить за рамки приличия даже в обычных дискуссиях. Истерическая взвинченность выразилась даже в том, что газета "Коммерсант" опубликовала статью Григория Ревзина буквально через несколько часов после показа фильма. Еcли бы обозреватель не торопился так, то мог бы избежать (при желании) большого количества исторических "ляпов" и "проколов", которыми изобилует его статья. Г.Ревзин считает, что турки были главными убийцами Византии, сознательно забывая о тех жуках-короедах, точильщиках, которые к этому времени проели все нутро великой империи и подготовили ее падение, о чем говорится в фильме. Многие столетия древо империи было духовно здоровым и несокрушимым, победоносно преодолевались нашествия арабов, персов, тех же турок. Жизнь строилась в опоре на свои собственные силы. Но стоило польститься на учтивую предприимчивость западноевропейских друзей — генуэзцев, венецианцев и др. — открыть им двери своего дома, как началась полоса козней, интриг, заговоров, которые завершились в 1204 г. захватом и погромом Византии самими западноевропейскими крестоносцами. Г.Ревзин сам признается, что многого не знает из истории Византии. Например, не ведает, кто такие "олигархи". Советуем изучить процесс формирования особого социального слоя "динатов", начавшийся в Х веке. Это и были "олигархи" того времени. Не ведает критик фильма, что за "стабфонд" существовал во времена Василия II. Если Ревзину не нравится слово "стабфонд", то это его беда, но будет уж совсем смешно, если он станет отрицать факта создания именно Василием II огромных государственных денежных резервов. Первое место среди ревзинских ляпов, несомненно, принадлежит следующему его высказыванию: "Почему "золотая булла" императора Мануила, даровавшая права торговли венецианцам и генуэзцам, оказалась раздачей основ богатства государства иностранным предпринимателям, непонятно. Эта торговля не приносила больших доходов, ее и отдали иностранцам, потому что затраты в разы превышали прибыль". Начать с того, что императора звали не Мануил, а Алексей, и, продолжая, напомним журналисту, взявшемуся за исторические исследования, что в ХII веке, по свидетельству Вениамина Тудельского (крупнейшего еврейского предпринимателя), только одна константинопольская таможня ежедневно собирала пошлин на 20 тыс. золотых монет. В пересчете на год получается сумма в 7 млн. монет, что равно 33 тоннам золота или 400 тонн серебра. Ничего себе, "убыточное дельце"! Г.Ревзин возмущается, что ему не рассказали, какую веру мы взяли в наследство от Византии. "Что это за вера, какой она была?". В таких случаях говорят: "Опомнись, осени себя крестным знамением!". Наша государственность возникла практически с крещением Руси. Православие и российское государство были неразделимы до 1917 г. Беды государства в огромной степени были обусловлены богоборчеством. Православные монахи создали нашу азбуку, монастыри были и военными крепостями, и духовными центрами страны. Сергий Радонежский, патриарх Гермоген, патриарх Тихон дали образцы не только духовного, но и патриотического служения Отечеству. Православие и сейчас является единственной духовной скрепой народа, не признающей деления на имущественные сословия, этническую принадлежность. Только христианские нормы морали и нравственности спасают общество от разгула меркантильного эгоизма. Не приходится говорить о самых недостойных личных выпадах по отношению к архимандриту Тихону, которые позволяет себе журналист. Впрочем, если других аргументов нет, то обычно используется нечто подобное. Только вот как с совестью и порядочностью?.. Впрочем, это, очевидно, не для автора "Коммерсанта". Фильм вскрывает неблаговидную роль Западной Европы в подготовке крушения Византии, что вызывает приступ крапивницы у его критиков. Но ведь не только византийская цивилизация стала жертвой алчности "просвещенной Европы". Другими методами, прямым насилием, в ХVI веке были уничтожены самобытные цивилизации ацтеков и инков. Цель "просветителей" одна и та же — золото, серебро, новые земли, рабы. Здесь поработали католики-крестоносцы. В Северной Америке уже западноевропейские протестанты учинили первый на земле геноцид коренного населения. Нам ли, русским, забывать "прогрессивную Западную Европу", которая трижды — в 1612, 1812 и 1941 гг. — приходила к нам со своими просвещенными ордами и каждый раз получала отпор от крепкой духом и верой России? Во всех наших освободительных войнах православие, полученное нами от Византии, играло важнейшую, а иной раз и решающую, роль в победах русского оружия. Именно поэтому сейчас Русская Православная церковь стала главной целью нападок со стороны недругов России. Особо стоит отметить одну общую нотку, которая объединяет всех критиков фильма "Гибель империи". Они, не жалея яда, стараются обвинить автора фильма в желании потрафить нынешней кремлевской власти. Сами воспитанные в насквозь коррумпированной среде, привыкшие менять свои убеждения в зависимости от "колебаний генеральной линии", они склонны мерить других таким же аршином. Сила Русской Православной Церкви, ее жизненность определяются тем, что она служит Отечеству, России, ее народам вне зависимости от меняющихся форм и содержания государства на протяжении нашей истории. Ей нет необходимости подстраиваться под власть. Свирепые реформы Петра I, упразднившего Патриарший престол, законы Екатерины II, лишившие церковь большого количества имущества, жуткие репрессии и гонения в советское время не отвратили церковь от служения Отечеству и народу. 22 июня 1941 года, когда тогдашнее руководство СССР пребывало в глубоком шоке, руководство Русской Православной Церкви в первые же часы начавшейся общенациональной трагедии призвало молиться за победу русского оружия и встать грудью на защиту Отечества. Такая Церковь живет и служит по другим законам, чем те, которые царят в среде "щелкоперов и коммерсантов". В фильме "Гибель империи" показаны причины разрушения великой цивилизации, но эти причины были действенны не только применительно к Византии. В отечественной истории мы находим огромное сходство с событиями в России в начале ХХ века, или с кануном "великой геополитической катастрофы ХХ века" в 1991 году. Исследователи истории Австро-Венгерской империи найдут совпадения и в своих трудах. Заслуга автора фильма состоит в том, что создал и вынес на суд массовой аудитории острое историко-публицистическое произведение, которое поднимается как гора над скучной, серой, застиранной имитацией тележурналистики. Настал момент истины! |
|||||||||
|
||||||||||