|
Самобытно или по-Западному – 2Вячеслав Костиков, Юлия Тутина
Темой предыдущей дискуссии в рамках интеллектуального клуба «Аргументов и фактов» «Какой быть России?» стала проблема выбора пути, по которому нашей стране идти в будущее. Сегодня наш гость – автор нашумевшего документального фильма «Гибель империи. Византийский урок» архимандрит Тихон (Шевкунов). А его сторонники и оппоненты попытаются на страницах «АиФ» найти ответ на вопрос, какой же быть России – интегрированной в западное сообщество или отстаивать свою самобытность. – Ваш фильм, если сформулировать коротко, о том, какой путь следует избрать современной России: становиться ли верной последовательницей Запада или быть самобытной. Эта же тема стала главной для дискуссионного клуба «АиФ» «Какой быть России?». Так какой же, на ваш взгляд? – Для России, которая, несомненно, является совершенно самобытной страной, отличной и от Востока и от Запада, другого пути, нежели свой и, если хотите, особый путь, просто нет. Почему мы не удивляемся, что у Индии, у великого Китая, у западных стран особый путь? Но любое упоминание об исторической неповторимости России почему-то вызывает у части нашей интеллигенции гневное неприятие, граничащее с озлоблением. Фильм призывает задуматься по поводу нашего действительно самобытного исторического пути и хотя бы как минимум выслушать мнение о том, что Россия является (и это без всякого превозношения, без унижения других стран и народов) совершенно особой страной. Кстати, это же мнение о России сплошь и рядом высказывают наши западные и критики, и доброжелатели. – Тем не менее у западных стран – многовековая история. Было в ней как отрицательное, так и положительное. Так, может быть, всё же не стоит отмахиваться от чужого опыта? – Не может быть никаких сомнений, что Россия должна учиться не только на своём опыте, но и у наших соседей и на Востоке и на Западе. Сейчас фильм нередко называют антизападным, но в нём есть ключевая фраза: «Конечно же, нелепо говорить о том, что Запад виновен во всех несчастьях и бедах Византии. Запад лишь преследовал свои интересы, что вполне естественно. Исторические поражения Византии происходили тогда, когда сами византийцы изменяли основным принципам, на которых держалась их империя». Чужой опыт может быть для нас поистине бесценен, но только в том случае, если мы не будем обезьянничать, слепо копировать чужое, а станем применять этот опыт творчески, талантливо переосмысливая его для России. Яркий пример приятия смертельного, пагубного опыта извне – марксизм и все страшные последствия в ХХ веке этого навязанного нам эксперимента. А почему такими трагедиями для страны закончились реформы 90-х годов? Но что же, не нужно было внедрять западный опыт? Конечно же, нужно! Но избирательно и мудро, приспосабливая всё лучшее к реалиям страны. Как сделали это, например, в Китае. А главное, такие великие люди, как Александр II или П. А. Столыпин, проводили пусть самые смелые, но полезные реформы с великой любовью к России. А реформы конца восьмидесятых – девяностых так постыдно провалились в первую очередь потому, что проведены они были неталантливо, не творчески, а пошло и бездарно и зачастую с настоящей ненавистью к «этой стране». И сегодня у многих в России предубеждение перед западным опытом. Но возникло это предубеждение именно потому, что опыт этот дискредитировали неумные, неталантливые люди.
– Все чаще слышим мы призывы вернуться к своим
исконным корням. Но наше историческое наследие неидеально.
Язычество, предрассудки, раскол Церкви и гонение на – Глубоко убеждён, мы должны идти в будущее, чутко вглядываясь в прошлое. И это принципиально. Ну о какой идеализации Византии может идти речь?! В фильме честно говорится о том, что Византия не смогла справиться со своими олигархами, в ней была коррупция, она не смогла решить национальную проблему, она отдала свои главные экономические ресурсы иностранным предпринимателям. Византийская элита предала самое главное, что было у страны и народа, – православие. А что касается России, то Церковь учит нас правильному отношению к Отечеству. Это любовь, преданность, но никак не идеализация, которая слепа и приводит только к новым ошибкам. – Суммируя всё вышесказанное, давайте попробуем сказать: так что истинно русское? Что, если можно так сказать, «наше всё»? – Мой духовник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который прожил долгую и прекрасную жизнь, – он скончался в возрасте 95 лет, пройдя через лагеря, ссылки, подвижничество, через долгие годы служения Церкви и людям, – как-то раз сказал: «Россия, будь такой, какой ты нужна Христу». ОТКЛИКИ ИЗ ИНТЕРНЕТА «У нас есть немного времени и опыт развала СССР»
Евгений:
Михаил:
Обывательница:
Вера Шифнер:
Кузьмин Анатолий:
Станислав ГОВОРУХИН, режиссёр: – Наши «плюралисты» подняли гвалт, потому что боятся: а вдруг россияне выскажутся в том смысле, что на какого хрена нам все эти либералы с их западными методами управления государством, приводящими к материальному обнищанию и духовному оскудению России, когда на протяжении многих веков она сама находила пути бороться, выживать и вырастать в великое государство! В ХХ веке русские люди считались примером читающей, образованной и одухотворённой нации. Нынешний Запад, хотя и цивилизован по меркам «общества потребления», но не слишком образован и не слишком одухотворён. Поэтому-то нам ни в коем случае не следует слепо идти по его стопам.
Игорь ЧИЧУРОВ, профессор, завкафедрой древних
языков МГУ, византолог: – Исторические судьбы России и Византии, да и современность наша тесно связаны. Конечно, никакие исторические аналогии не могут совпадать стопроцентно. Но чрезвычайно важно всё-таки осмыслить тенденции, которые обозначились, с одной стороны, в истории Византии и с другой – в нашем обществе. Такое сравнение оправданно и в доказательстве не нуждается! Подобные параллели проводились, например, в книге одного из классиков византиноведения ХХ века венского профессора Герберта Хунгера. В упрёк авторам фильма можно поставить то, что, говоря о событиях многовековой давности, они используют современную лексику – слова «олигарх», «либералы», «интеллигенция» и прочие. Но грех это невеликий по той простой причине, что каждое время своему прошлому задаёт собственные наболевшие вопросы. И пытается в этом прошлом найти ответ на то, что тревожит в настоящем. Гораздо важнее в данном случае не используемые обороты, а то, на какие вопросы мы ищем ответ в прошлом. Это же очень важно – в нужное время задать и обществу, и государству правильные, нужные, злободневные вопросы.
Сергей ВЛАСОВ, член Союза писателей России, автор
книги «Деяния Константина Великого»: – Пришло время подумать, как снова стать великим народом, восхищавшим весь прочий мир полётом мысли. Темой гибели Византии я всерьёз занят много лет. Я оставил все прочие дела, потому что вдруг понял: судьба погибшей пять с половиной веков назад Византии – это вовсе не историческая тема. Это тема поисков нового русского пути. Звучит банально, но наши истоки идут от Византии. Именно поэтому «мёртвая» византийская тема стала для России актуальна, особенно после крушения советской империи, которая казалась многим из нас незыблемой и вечной -такой, как ромеям некогда виделась их родина. |
|||||||||
|
||||||||||