ВизантияЦерковь Споры о ВизантииГалереиФильм
Фильм Дискуссия о фильме

«Россия – великая империя Любви и Добра»: интервью с депутатом Московской городской думы И. О. Елеференко

3 марта 2008 г. Радонеж

Ушедший февраль был богат на события, всколыхнувшие общественность и широко обсуждавшиеся в прессе. В числе важнейших – отделение Косова и получивший исключительный общественный резонанс фильм «Гибель империи» архимандрита Тихона (Шевкунова). Казалось бы, внешне совершенно далекие, они на самом деле лежат в одном информационном пространстве, хотя и на разных его полюсах, – считает депутат Московской городской думы, председатель Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям МГД И. О. Елеференко. С ним беседует наш корр.

Корр: Игорь Олегович, мы с вами в прошлый раз говорили о силе воздействия слова. Телевидение стало поистине «властителем умов». Неслучайно же фильм «Гибель империи» вызвал не просто полемику, а подчас просто ожесточенные на него нападки, значит, оппоненты боятся его влияния?

И. Елеференко:  Как известно, в жизни ничего без воли Божией не бывает. Я невольно стал очевидцем съемок тех сцен фильма, которые проходили в Венеции. Был там в поездке и на набережной вдруг увидел православных священников, камеры. А потом посмотрел фильм, услышал реакцию на него… Определить это можно так: маски сорваны. Конечно, там своеобразный авторский прием – современным языком рассказывается о великой империи и великом противостоянии. Потрясающе, что за эту работу взялся священник. Его позицию можно принимать или не принимать, но ему не откажешь в мастерстве и глубине анализа. Автор абсолютно светским языком, без нотаций и проповедей, говорит, что с нами случилось и что еще может случиться. Конечно он – не новичок в телевизионной профессии. Мы на недавнем фестивале «Радонеж» по достоинству оценили еще одну картину о. Тихона, присудив ей Гран-при. А ожесточенность восприятия в определенных кругах объясняется тем, что открыто, без боязливой оглядки на мнимую толерантность, высказано мнение о том, что есть Запад и что есть Восток. Что  такое империя зла и что такое империя добра! Кстати, последнее определение использовали в одной из телепрограмм в отношении США, а кавычки забыли поставить. Речь шла о действиях американской администрации, которая якобы повсюду в мире пытается навязать добро, выступая этаким миротворцем. А под личиной этого добра – та дьявольщина, то страшное, что сегодня наступает во всем мире.  И наши враги со страхом говорят о возрождении России не потому только, что боятся не дождаться того счастливого момента, когда окончательно поделят наши природные ресурсы. Да, они ставят эту цель, и ставили всегда, и даже в 90-е преуспели в этом. Но гораздо больше их пугает крушение надежд на то, что последний очаг добра, любви, Православия, духовности будет уничтожен.

Корр: А разве не это как раз и происходит уже несколько лет в Сербии?

И.Е.: Именно! Раз не могут добить православную Русь, так хоть там отыграться! С другой стороны, это, конечно, наглядный урок нам, какие планы продолжает лелеять Запад. Но все же, выходит, мы поистине страна, духовно великая, если с нами этого не удалось. Мы праздновали только что 90-летие армии. В действительности,  это 90-летие установления праздника. Конечно, нашей армии не 90 лет, а тысячелетие. Была, есть и будет русская армия. И я считаю, что, как это ни страшно это признавать, но с 1985 года до 2000 года шла Третья мировая война, направленная против России. Просто сегодня она не могла вестись – и это прекрасно понимали на Западе – силой оружия. Пока мы ядерная держава, у американцев еще работает генетическая память. И они помнят, как во время Карибского кризиса рыли траншеи, чтобы спрятаться от возможных взрывов наших ядерных ракет. Так что пойти на открытое военное столкновение они не могли. И тогда против нас развязали по-настоящему мировую войну через идеологическое разложение. Через подкуп правящей элиты, причем дешевый подкуп. И эта война сопровождалась такими естественными для нее сопутствующими явлениями, как потеря территорий, их идеологическая оккупация. И 2000-й год я считаю годом, когда враг подошел к стенам Москвы. Думаю, здесь уместно сравнение с Великой Отечественной. Враг стоял на пороге наших обеих столиц, и верил, что вот-вот добьется своей цели.

И появляется Путин. Вроде бы, все просчитали. Неизвестный человек, в какой-то степени из команды, да еще и как бы назначенный, который, согласно их психологии, должен руки целовать за то, что ему дали власть. Думаю, так его представляли те, внутри страны и за ее пределами, кто двигал Путина на эту должность. Но они просчитались. Очевидно, во Владимире Владимировиче взыграла кровь предков, кровь русского офицера,  человека, который просто не мог смотреть на разграбление родины. И вот отсюда началось контрнаступление. И если опять сравнивать с той великой войной, доныне идет это контрнаступление. Может быть, мы дошли до наших границ, но еще не уничтожили врага. Он жив, силен и еще тешит себя надеждой. Вот отсюда – и прозвучавшее в фильме предостережение.

Корр: Но многие восприняли фильм как реверанс власти…

И.Е: Восприняли его так те, кто хотел воспринимать фильм искаженно, как подыгрывание идее преемника. Точнее, продолжателя, я бы сказал, потому что в слове «преемник» иной смысл. А продолжатель это человек, который унаследует твои планы, твою концепцию, твою веру в Россию. Два года назад, в день приезда Владимира Владимировича на Афон, Господь сподобил меня тоже оказаться там. И вот с одним старцем состоялся у меня разговор о том, кто такой Путин, в чем его миссия. И он сказал тогда, два года назад, что задача Путина – найти достойного преемника. Тогда я не придал этому должного значения. А сейчас понимаю особую прозорливость афонского монаха. Ведь команда Путина остановила уничтожение страны, подняла ее с колен. Но это только начало дела. Потому что разрушить храм можно, при хорошем заряде тротила, за минуты. Строить его нужно годы. И вот он начал строительство храма, заложил фундамент, может быть, даже возвел стены. И теперь должен быть человек, который закончит эту стройку, который не воздвигнет на этом фундаменте нечто противоположное.

Это не простая миссия, потому что за короткий срок нужно не только экономический, теоретический, юридический, а, главным образом, передать продолжателю твоего дела великий потенциал духовности. Это, конечно, сверхзадача.

Корр: Это и не для одного человека задача. И тут вновь мы обращаемся к роли культуры и средств массовой информации. Казалось бы, какую угрозу может представлять телефильм? А ведь,  пожалуй, он никого не оставил равнодушным.

И.Е.: Хочу со словами огромного уважения обратиться к Олегу Борисовичу Добродееву. Он, как мне казалось, придерживался в свое время  несколько иных взглядов. Но сегодня это тот человек, который, без сомнения, выстрадал свои убеждения. Не думаю, что его кто-то может заставить выражать такую точку зрения. Насколько я знаю, у Олега Борисовича контракт, слава Богу, до 2010 года. Так что бояться ему нечего. Сегодня российский канал поднялся во многих программах до высот духовности и патриотизма. Это и отчетливая позиция одного из ведущих продюсеров канала Сергея Шумакова. Так что, идут перемены и на телевидении. Сложнее ситуация в газетах. Обилие таблоидов, делающих деньги на пошлости и рекламе пороков, ужасает. Мне страшно за тех людей, которые это пишут и снимают. Они просто мостят себе дорогу в ад. Это серьезный вопрос, в том числе, и к нашей Государственной Думе. Пора серьезно задуматься над тем, что же государство, хотя бы отчасти, финансирует. Свобода лжи и порока совсем не является свободой слова! У меня немалые надежды на формирующийся Общественный совет по нравственности при телеканалах.

Корр: То есть, продолжается то самое информационное противостояние, о котором мы говорили?

И.Е.: С этим бороться только запретами невозможно. Да, можно ограничить  финансирование государством. И это будет правильно. Но, поверьте, найдутся тут же желающие именно эти средства массовой информации поддерживать выгодными рекламными заказами. Общество другое должно делать. Оно должно консолидироваться и противостоять альтернативными СМИ. Бороться со злом можно только добром. Запретом нельзя. Мы в Москве, например, стараемся финансово поддерживать тот же православный фестиваль «Радонеж»,  кинофестиваль «Доброе сердце», те же сериалы, но они не в пример «мыльным», несут заряд добра. У нас, к слову, как-то не придают значения, что большая часть сериалов сегодня делается на Украине. А стоило бы задуматься, не экспортируются ли с ними чуждые нам идеи и смыслы? Не хочу хвастаться, но хочется порадовать ваших читателей. Помнится, мы с вами в прошлый раз обсуждали несколько проблем, которые сегодня решились. Так 4 февраля Распоряжением Правительства Москвы  выделен участок земли в Перово под строительство храма во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Там уже начинаются проектные работы.

Корр: «Проблемы решились» – прозвучало так, будто все произошло помимо Вашего участия, а это были и Ваши труды.

И.Е.: Это было мое послушание. Я счастлив, что удалось это сделать. Второе из важных событий последних месяцев – то, что удалось учредить Саввинскую премию. Святейший Патриарх согласился принять ее. И она была в Вашингтоне вручена предстоятелю Зарубежной Церкви митрополиту Лавру. Премия имени преп. Саввы Сторожевского будет ежегодно будут вручаться самым разным труженикам на ниве Христовой. Она не для начальников, и не только для  иерархов. Это премия для людей, которые внесли огромный вклад в дело православной миссии. Ну и совсем недавнее радостное событие. Мы говорили с вами о храме Иоанна Предтечи на Пресне, где в ужасающем состоянии оказались фрески кисти Васнецова и учеников его школы. Можно с полной уверенностью сегодня сказать москвичам, что Ю. М. Лужков принял решение о всяческом содействии возрождению этого храма. Начнем с полного восстановления фундамента и с консервации живописи. Со временем можно будет приступить к ее реставрации. Это дело не одного года. Думаю, что  соборными усилиями мирян и настоятеля этого храма, епископа Бронницкого Амвросия, года за 2-3 осилим. Помоги нам всем Господь в этом.

Корр: В завершение разговора давайте вернемся к событиям в Сербии. Ведь там сегодня передний край борьбы, о которой Вы говорили.

И.Е.: Россия все эти годы никогда не оставалась равнодушной к балканским событиям. Другой вопрос, была ли она способна помочь. Помните, когда происходили бомбардировки Белграда, и Примаков развернул самолет. А что он мог еще сделать тогда, когда с нами мало считались. Но этим он хотя бы обозначил нашу позицию. Это был великий поступок честного человека. Происходящее сегодня там, конечно, надругательство. Надругательство, прежде всего, над Православием. Следуя логике отца Тихона, с которой  я абсолютно согласен, это война Запада против Православия. Прежде католического Запада, а сегодня он неоязыческий. Он и свою-то веру забыл, веру предков. И вот этот сценарий для нас готовят как раз те, кому не понравился фильм  отца Тихона. Они будут счастливы, если мы превратимся в такое же аморфное сообщество. А сделать это можно весьма быстро. Отбери у нас Православие, отбери у нас веру в Бога – и завтра мы станем такими же. Вот это страшно. Поэтому Сербия – это урок и не только для нас. Я боюсь, что из него не все сделают выводы. Это урок для наших братьев-украинцев. Это урок и для наших братьев по вере молдаван, православных грузин. Слава Богу, у армян, долго бившихся за выживание, хватает исторической памяти, они помнят, что такое геноцид. Если мы сдадим политические позиции, потом с нами будут делать, что захотят. Надо у тебя отобрать кусок территории, где зародилось твоя государственность, – отберут на глазах у всего мирового сообщества. Уничтожат наши храмы, а вместо них построят казино и притоны.

Корр: Перспективы мрачные. Упаси нас от них Господь.

И.Е.:  Перспективы как раз очень оптимистичны. Потому что за 8 лет мы прошли гигантский исторический путь возрождения. Когда в нас уже не верил никто. И вот в этом была самая большая ошибка Запада. Сейчас он, к счастью великому, к счастью для всего мира, для цивилизации, упустил исторический шанс уничтожения России – Великой Империи Любви и Добра.

Православие.Ru
Rambler's Top100
ВизантияЦерковьСпоры о ВизантииГалереиФильм