|
Фильм о Византии. Открытый урокЕвгений Александров, преподаватель Византологии Самарской Духовной семинарии
Трудно припомнить другой документальный фильм, вызвавший столь бурную и неоднозначную реакцию. Интеллигентная семья после двадцати минут просмотра по РТР «Византийского урока» выключила телевизор с однозначным категоричным мнением: «госзаказ». Знакомая прихожанка на вопрос о фильме ответила: «Сильный фильм. Хорошо бы всем его посмотреть». Неточное изложение фактов, незнание истории, использование политической конъюнктуры – вот то, в чем чаще всего обвинялись авторы фильма. Складывается мнение, что «заказом» с таким же успехом может выглядеть как раз эта мелочная критика. Среди моих знакомых установилась интересная тенденция: чем меньше человек знает историю, тем с большим раздражением воспринял он «Византийский урок». Да и с каких это пор «госзаказ» стал чем-то однозначно отрицательным? Это фильм о Византии – Православной цивилизации, просуществовавшей почти в неизменном виде тысячу с лишним лет. Держава оказала решающее воздействие на соседние страны и народы от Индии до Испании. Византия явилась реальной преемницей поздней Римской империи. Отсюда историческое наименование державы – Ромея (термин «Византия» стал использоваться лишь в начале XVIII века). Для варваров-германцев, расселившихся в IV-VI веках на территории Европы, государство со столицей в Константинополе стало образцом стабильности и порядка, идеалом человечного отношения к ближнему. Византийскому Православию обязаны своим духовным становлением греки, грузины, южные и восточные славяне. Даже накануне своей гибели империя восхищала европейцев высоким уровнем своей культуры. В наше время выпускник общеобразовательной школы вряд ли сможет показать территорию Византии на карте. На исторических факультетах вузов сведения об империи даются в общем объеме истории Востока. Для большинства наших современников Византия – это «неизвестная земля». Сегодня, пожалуй, лишь в духовных семинариях и академиях наиболее объективно изучается византология. Поэтому далеко не случайна фигура автора и ведущего фильма – Архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Московского Сретенского монастыря, ректора Сретенской Духовной семинарии. Ведь именно в Православной среде наиболее полно и глубоко изучается византийское наследие. Вклад Византии в мировую цивилизацию поражает своей актуальностью. «Правовое государство, которое так привычно для нас сегодня, сформированное на основе римского права, было создано именно здесь, в Византии. Система школьного и высшего образования впервые в мире возникла в Византии, именно здесь в V веке появился первый университет. В Византии сложилась самая стабильная финансовая система, впервые была использована полновесная золотая монета», – это цитата из фильма. Сравнение Византии и России наиболее отчетливо проступает в разговоре о гибели империи. Первая из причин упадка – передача экономики на откуп иностранным купцам. «Византийцы, которые ранее всегда полагались только на свои силы в управлении страной и в хозяйственных вопросах, вдруг решили, что международную торговлю разумнее предоставить зарубежным «друзьям». Были призваны западные специалисты из Венеции и Генуи, и им была разрешена безпошлинная торговля и поручена охрана морских коммуникаций на территории империи. До поры до времени все были довольны: оживилась торговля, в городских лавках появилось невиданное прежде изобилие европейских и азиатских товаров. Но все это не далось даром, за считанные десятилетия отечественное производство и сельское хозяйство деградировали стремительными темпами. Разорились или попали в зависимость от иностранцев все византийские предприниматели. Когда всерьез спохватились, оказалось уже поздно». Убедительно показаны и другие причины гибели империи. Это передача политической власти влиятельным семейным кланам – «олигархам», частая смена правителей на престоле, появление национального вопроса и, под занавес, – предательство веры и уния с католическим Римом. Последние две причины тесно связаны друг с другом. На территории Византии проживало множество народов: греки, армяне, сирийцы, грузины, славяне, тюрки. С принятием в IV веке империей Христианства общность народов стала пониматься прежде всего в духовном смысле. Новый Рим начал мыслиться как держава всех Христиан, государство-Церковь. «Жители Византии называли себя римлянами, ромеями. В огромном государстве вместо разделения на множество национальностей было единое исповедание – Православие. Византийцы буквально исполняли Христианское учение о новом человечестве, живущем в Божественном духе, где нет ни эллина, ни иудея, ни скифа. И это надежно предохраняло страну от всесокрушающих бурь национальной розни. Высшими государственными чиновниками становились без ограничения представители всех народов империи – основной упор делался на их деловые качества и приверженность Православной вере. Все это обезпечивало ни с чем не сравнимое культурное богатство византийской цивилизации». Эллинский национализм в Византии сформировался в эпоху ее упадка. Из универсальной державы Византия постепенно превратилась в узко греческое государство (жившие на Балканах славяне в расчет не брались). Западная Европа в это время переживала эпоху Возрождения. В связи с этим культивировался интерес ко всему эллинскому. Несчастные греки, бежавшие в Италию от турецкой угрозы, находили почет и уважение как носители великой античной культуры. «Тяжело было грекам, – замечает Архимандрит Тихон, – не соблазниться этим западноевропейским Ренессансом, не впасть в искушение перед восторгом европейцев, млевших от культуры их великих предков. Надменность греков привела к тому, что славян в империи стали дискредитировать. Этим Византия оттолкнула от себя сербов и болгар, которые реально могли помочь в борьбе с турками». А накануне падения Константинополя в нем «жили уже не ромеи, а греки, армяне, славяне и итальянцы, враждовавшие друг с другом». Отсутствие религиозного и государственного единства привело византийскую верхушку к унии с Римом. В эпоху упадка жители Константинополя спасение от мусульманской угрозы видели уже не в уповании на Бога и не в своем личном мужестве. Миссия спасителей империи теперь отводилась западным рыцарям. Роль организатора нового крестового похода, по мнению византийцев, должен был взять на себя папа Римский. В это время в Европе шла Столетняя война. Воевавшим между собою Англии и Франции не было никакого дела до гибнувшей Византии. В Чехии назревали гуситские войны, вызванные во многом злоупотреблениями римского престола. В Германии началось соборное движение, также направленное против Ватикана. Папство уже не пользовалось в Европе безоговорочным авторитетом, и Римский первосвященник не смог бы собрать войск для помощи Византии. Ватикану нужен был лишь политический ход для поднятия своего престижа. Поэтому начались переговоры о «соединении» Церквей. Подписанная в 1439 году Флорентийская уния не принесла пользы ни одной из сторон. Через пятнадцать лет после соглашения, 29 мая 1453 года, турки-османы ворвались в Константинополь. Империя пала. Но неожиданно как для ее друзей, так и для ее врагов, на севере восставал новый бастион Православной веры: Третий Рим – Московское Царство… Для многих наших соотечественников фильм о гибели Византии стал откровением. Императоры Юстиниан и Василий, византийские олигархи-динаты, западные крестоносцы в течение нескольких месяцев фигурировали в разговорах людей чаще, чем герои сериалов, они обсуждались в городском транспорте, парикмахерских, рабочих коллективах. Можно сказать, что урок-знакомство с византийской историей состоялся. Фильм заканчивается Богослужением в русском храме. Звучит византийское знаменное пение. Горит лампада перед Владимирской иконой Божией Матери. Той самой иконой, которую Византия навечно отдала Руси. У нас еще осталась надежда… |
|||||||||
|
||||||||||