|
Национальный вопрос
Понятие национальности отсутствовало в византийском
лексиконе. Жители империи называли себя
«римлянами» (греч. «ромеи») и
«христианами». Понятие «человек
племени» (греч. «этникос») обозначало,
по библейской традиции, представителя другой нации и
религии (отсюда русское «язычник», буквально
«человек, говорящий на другом языке»). Слово
«эллин» (грек) в ранне- и средневизантийскую
эпоху имело религиозное значение – приверженец
политеизма, язычник; лишь в XII–XIII вв. оно
постепенно возвращает свое исконное этническое значение и
в XIV в. начинает конкурировать с термином
«ромей» за право обозначать жителя империи.
Процессы этнической консолидации, осложнявшиеся
конфессиональным обособлением отдельных групп населения,
играли роковую роль в дезинтеграции империи. Так, в V в.
«племенные» германские королевства расчленили
Западную империю, а в VII в. сирийское, коптское и
армянское население Востока империи, обособившиеся как от
грекоязычной византийской культуры, так и от официальной
Православной Церкви, почти без сопротивления признало
власть исламского халифата, предоставившего им религиозную
автономию. В XIII–XV вв. этнические конфликты
омрачали отношения единоверных православных народов
Балканского полуострова и мешали их консолидации перед
лицом турецкой опасности.
|